Text Selection Widget

› отзывы

› на объектах

› персонал

ООО «HONNEUR» — Сборка электрощитового оборудования в Москве, Московской области и по всей России

HONNEUR

сборка электрощитового оборудования

Пн-Пт: с 9:00-19:00 Сб: 11:00-17:00

наш телефон: +7(495) 741-971-2

эл.почта: info@honneur.ru

 

г.Москва,  м.Савёловская, ул.Полковая, 3с4

›   Содержание   ›   29.3 Функции и методы управления

29.3 Функции и методы управления

Управление - это особая функция, возникающая из самой природы обще­ственного разделения труда.

Любая деятельность людей невозможна без их организации. Орга­низованность позволяет решать задачи, которые вообще нельзя выполнить раз­розненными силами людей. Путем разделения труда и согласования совмест­ных действий организация обеспечивает экономию сил, средств и времени.

Управление, будучи особой функцией общества, само состоит из ряда функций. Под функциями управления производством следует понимать особые виды управленческого труда, представляющие те или иные направления воз­действия на управляемые объекты.

Сбор, обработка, анализ и хранение информации - первая функция управ­ления. Всякое управление вытекает из информации для выбора управляющих воздействий, да и сами управляющие воздействия состоят из информации, со­держащейся в командах управления. Источником любой информации служат явление или эксперимент. Поэтому управление всегда связано с использовани­ем наблюдений, информации об управляемой системе, о внешней среде, с ко­торой она взаимодействует, а затем - с данными о результатах реализации управляющих воздействий. В этом отношении управление есть воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий на основании имею­щейся для этого информации, имеющее целью стабилизировать состояние объ­екта или улучшить его функционирование. Поэтому организация информаци­онной службы и разработка методов ее работы - одна из ключевых задач управления.

Прогнозирование - предвидение качественных и объективных изменений каких-либо процессов или явлений на основе изучения тенденции их развития. В эпоху научно-технической революции прогнозирование приобретает все бо­лее важное значение и должно служить основой для выполнения другой функ­ции управления - планирования.

Планирование - это определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов; составление плана действия на определенный ограниченный отрезок времени.

Организация, рассматриваемая как функция управления, имеет целью формирование управляемой и управляющих систем. Организовать - это значит определить общие структуры и их взаимосвязь. С позиции данной темы орга­низация означает создание или реорганизацию того или иного предприятия (учреждения, органа, фирмы), установление их функций, внутренней структу­ры, штатов, порядка работы, определение прав и обязанностей должностных лиц и т. д.

Регулирование направлено на сохранение и поддержание состояния упоря­доченности какого-либо процесса или системы, на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий в процессе функционирования управляемого объекта.

Руководство является функцией направления деятельности управляемого объекта. Цель руководителя - добиться, чтобы подчиненные сделали то, что он считает необходимым.

Координация - функция согласования действий различных внешних сис­тем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей, например, увязка действия данного предприятия с поставщиками, суб­подрядчиками и другими органами, от которых зависит его деятельность.

Контроль заключается в наблюдении и проверке соответствия состояния процесса принятому плану.

Учет - получение и фиксирование информации в количественной форме о результатах выполнения плана.

Перечисленные функции управления присущи и применимы к любому объекту управления. Однако, конкретное их содержан11е в различных управ­ляющих системах зависит от содержания объекта управления. Функции управ­ления неправильно отождествлять с его видами (например, с управлением ма­териально-техническим снабжением, технической подготовкой производства и т.д.). В функциях управления раскрывается содержание управленческого труда, а не различные области его применения.

Необходимо отметить, что объектом управления является и сама управ­ленческая деятельность. Одна из функций управления может иметь объектом своей деятельности другую функцию: планируется деятельность контроля (контрольная функция) и контролируется плановая работа (функция планиро­вания); организуется планирование и прогнозирование и планируется измене­ние организационных форм и т.д.

Принципы управления производством претворяются в жизнь с помощью системы определенных методов и организационных средств.

Под методами управления производством понимают способы воздействия на отдельных работников и производственные коллективы в целом, обеспечи­вающие координацию их деятельности в процессе достижения поставленных целей. Эффективность тех или иных методов зависит от их соответствия уров­ню развития производительных сил общества. Методы управления классифи­цируются по различным признакам. Рассмотрение методов управления хозяй­ственной деятельностью обычно проводится с позиции их содержания. В этом аспекте принято различать методы административные, экономические и соци­ально-психологические.

Административные методы выражаются в прямом воздействии на объект управления в целях побуждения его к принятию определенного решения. Ад­министрирование означает, что любое предписание объекту управления яв­ляется директивой, приказом, а не рекомендацией, т.е. имеет принудительный характер.

Административные методы осуществляются двумя видами актов: норма­тивными и индивидуальными. Нормативные акты управления содержат пра­вила, относящиеся к определенному кругу вопросов и рассчитанные на приме­нение в течение более или менее продолжительного времени (законы, нормы, стандарты и т.д.). Индивидуальные акты адресованы определенным субъектам (лицам или организациям) и обычно содержат предписание на ограниченный отрезок времени (приказ, распоряжение).

Административные методы бывают организационные и распорядительные ( отсюда синоним административных методов - организационно-распоря­дительные ).

Организационные воздействия объединяют различные меры орга­низационного порядка, например, определение структуры компании, уста­новление порядка прохождения заявок на материалы.

Распорядительные воздействия представляют собой приказы, распоряжения и указания, касающиеся повседневной оперативной работы по обеспечению нор­мального функционирования предприятия. Они могут быть как в письменной, так и в устной форме. Отношения между органами управления могут быть распоряди­тельными, когда исходят от вышестоящего органа нижестоящему (по вертикали), или в виде согласования, характерного для отношений различных органов управ­ления, не подчиненных друг другу, т.е. по горизонтали.

Экопол1ические .методы управления становятся преобладающими на со­временном этапе развития страны; они имеют такое решающее преимущество перед административными как более высокий уровень саморегулирования хо­зяйственной деятельности.

Развитие экономических методов не означает отрицания админи­стративных, - сокращается лишь область их применения. Используемые эко­номические стимулы по своему характеру могут быть положительными - вы­звать материальную заинтересованность ( зарплата, премии) и отрицательными - устанавливать материальную ответственность (снижение премии, штрафы и др.). Результативность применения тех и других экономических стимулов зави­сит от правильного их сочетания при безусловном преобладании первых.

Социально-психологические методы управления базируются на законах со­циальной психологии - науки, изучающей влияние, оказываемое взаимодейст­вием людей в процессе деятельности, на психологию участников производства. Многообразные социально-психологические методы можно разделить на два основных вида: воздействие на работника через коллектив и индивидуальную работу с подчиненными. Знание социально-психологических методов помогает в формировании крепких коллективов и поддержании в них здорового психо­логического климата. На основе психологических методов определяют опти­мальные количественные составы первичных коллективов, обосновываются предельные размеры подразделений.

Хорошие личные отношения реализуются не автоматически, а через инди­видуальные качества людей, и зависят они от множества привходящих факторов: симпатии и антипатии, уважения или неприязни, доброты или доброжела­тельности. Между начальником и подчиненными либо между двумя руководи­телями могут сложиться хорошие отношения, тогда это положительно отразит­ся на производственной деятельности. Но может быть и наоборот, и тогда соз­дается обстановка конфликта, неблагоприятная для этих людей, для коллекти­ва, страдают интересы дела. Все эти вопросы исследует раздел социальной психологии, посвященный проблеме межличностных отношений.

Психологическая несовместимость работников не имеет точных количест­венных оценок, но знание общих рекомендаций помогает повысить работоспо­собность коллективов. Так, рекомендуется, чтобы подчиненных подбирал не­посредственно руководитель, в ряде случаев допустим и желателен переход группы сотрудников - команды, спаянной совместной работой, - вместе со своим руководителем на другую работу.

К социально-психологическим методам, используемым в управлении, от­носятся вопросы формального и неформального лидерства, анализа и исполь­зования неформальных отношений, проблемы стиля руководства, адаптации в коллективе и др.

›   Содержание   ›   29.3 Функции и методы управления

Мосэнергосбыт
Газпром
Роснефть
Лукойл
Еврохим
СУМЗ
АМЕТ
Черкизовский завод

ООО «HONNEUR»

127018, г.Москва, м. Савеловская,

ул. Полковая, 3с4

Электронная почта:

info@honneur.ru

Телефон приемной:

+7 (495) 741-971-2

© 2008—2017, ООО «HONNEUR»