ПРОИЗВОДСТВО
И Т Р
Раздел I
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Раздел II
СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ДЕВЕЛОПМЕНТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Раздел III
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Раздел IV
МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Раздел V
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Раздел VI
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ VII
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКОНСТРУКТИВНЫХ РАБОТ
РАЗДЕЛ VIII
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ И СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ
РАЗДЕЛ IX
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
РАЗДЕЛ X
СДАЧА И ПРИЁМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
› отзывы
› на объектах
› персонал
HONNEUR
сборка электрощитового оборудования
наш телефон: +7(926) ----------
Пн-Пт: с 9:00-19:00 Сб: 11:00-17:00
эл.почта: info@honneur.ru
г.Москва, Марьина роща 1-я Ямская улица, 10
Эффективная электротехническая
компания России
работаем с 2008 года
Сборка электрощитового
оборудования по типовым
и индивидуальным
схемам
более 1000 выполненных проектов
по всей России
Лучшие
кадровые
ресурсы
Высокий профессионализм сотрудников позволяет компании
динамично развиваться и успешно конкурировать
Обучение и
развитие
персонала
Мы поддерживаем сотрудников в
стремлении к профессиональному
и карьерному развитию
Ответственный
подход
Произведенные компанией электрощитовое
оборудование проверены временем
Лучшие
и надежные решения
для вашей отрасли
Мы предлагаем наиболее эффективные решения, в основе которых
передовой опыт и реализованные на практике технологии
› Содержание › 25.4 Лизинг в системе планирования строительного производства
Слово лизинг происходит от английского слова «lease>) (аренда). Определение лизинга или финансовой аренды содержится в двух документах - Гражданском кодексе РФ (ст. 665) и Федеральном законе РФ <<0 финансовой аренде (лизинге))). Далее приводится определение из Федерального закона:
Лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
Лизинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование капиталов для приобретения имущества в собственность и дальнейшего предоставления его в аренду третьей стороне. В Законе РФ №164 от 29 октября 1998 г. дается следующее определение: «Лизингэто вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем)).
Важнейшим преимуществом лизинга является возможность применить механизм ускоренной амортизации, что позволяет лизингополучателю существенно сократить выплаты по налогу на прибыль в первые годы после приобретения основных средств. Кроме этого, при эксплуатации оборудования и техники, взятых в лизинг, в условиях, ускоряющих износ, коэффициент амортизации может быть увеличен в два раза. Это позволяет дополнительно уменьшить выплаты.
Необходимость развития лизинговой деятельности в отношении транспорта в строительном комплексе обусловлена следующими основными причинами:
- высокая степень физического и морального износа основных средств всех видов транспорта, оцениваемая не менее чем 35-40%; на автотранспорте из-за угрозы небезопасной эксплуатации подлежит списанию не менее трети машин;
- значительное снижение инвестиционных возможностей предприятий, обусловленное инфляционными факторами, снижением спроса на перевозки и соответствующих доходов, неплатежеспособностью заказчиков;
- высокая и постоянно растущая стоимость транспортных средств, строительных машин и механизмов, контейнеров, погрузочно-разгрузочной техники и оборудования, необходимых для оказания перевозочных услуг.
Крайне острым является положение с обновлением парка строительных машин и оборудования, автотранспортных средств. Обеспечение строительных предприятий техникой по лизингу позволяет ослабить остроту ситуации.
В настоящее время лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы строительного производства.
В лизинг может передаваться практически любой объект активной части основных фондов, если он не уничтожается в производственном цикле. В зависимости от характера объекта лизинга различают лизинг движимого имущества (машинно-технический лизинг) и лизинг недвижимого имущества.
В строительстве объектами движимого лизинга могут быть:
- транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, панелевозы, автомобильные краны, пневмоколесные краны, передвижные электростанции и компрессоры, вертолеты и др.);
- строительная техника (землеройные машины - экскаваторы, бульдозеры, скреперы, автогрейдеры; подъемно-транспортные машины - башенные краны, гусеничные краны, автогидроподъемники, строительные подъемники, погрузчики и др.);
- смесительные машины и средства малой механизации {бетона- и растворосмесители, бетононасосы, ленточные транспортеры, сварочные агрегаты идр.);
- механизированный инструмент (инструменты с электроприводом и пневмоприводом - сверлильные и шлифовальные машины, трамбовки, отбойные МОЛОТКИ и др.);
- мобильные заводы (щебеночные, растворобетонные и др.);
- средства вычислительной техники;
- другое строительное оборудование, механизмы и приборы.
Объектами лизинга недвижимости являются здания и сооружения производственного назначения. В настоящее время в России аренда недвижимости приобрела широкие масштабы. Однако ее конкретные формы не имеют полного тождества (по условиям сделок, распределению ответственности между сторонами, объемам приобретаемых ими прав и другим параметрам) с лизингом недвижимости, получившим распространение за рубежом.
Как правило, в лизинговой сделке принимают участие три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец оборудования, т.е. поставщик.
Лизингодателем в строительстве могут выступать:
- управление механизации, передвижные механизированные предприятия и другие, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности;
- финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осуществления лизинговых операций, основной и фактически единственной функцией которой является оплата имущества, т. е. финансирование сделки;
- специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя комплекс услуг нефинансового характера: содержание и ремонт имущества, замену изношенных частей, консультации по его использованию и т.д.;
- любая фирма или предприятие, для которых лизинг не профилирующая, но и не запрещенная уставом сфера предпринимательства, и которые имеют финансовые источники для проведения лизинговых операций.
Лизингополучателем может быть любое юридическое лицо независимо от формы собственности: государственные и муниципальные унитарные предприятия ( организации), кооперативы, хозяйственные товарищества или общества.
Поставщиком имущества может быть также любое юридическое лицо: производитель имущества, снабженческо-сбытовая, торговая организация и т.д.
Схема лизинговой сделки такова: будущий лизинголучатель, нуждающийся в определенных видах имущества, самостоятельно подбирает располагающего этим имуществом поставщика. В силу отсутствия собственных средств и доступа к заемным средствам для приобретения имущества в собственность он обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой об его участии в сделке. Это участие лизинrодателя выражается в покупке им имущества у поставщика в собственность и последующей его передаче лизингополучателю во временное пользование на оговоренных в лизинговом соглaшeнии условиях.
В зависимости от экономических условий число участников сделки может расширяться или сокращаться. Кроме перечисленных трех сторон, в ряде случаев в сделке могут принимать участие брокерские лизинговые фирмы, которые непосредственно не занимаются предоставлением имущества, а выполняют роль посредников между поставщиком, лизингодателем и лизингополучателем. За рубежом при крупных многомиллионных сделках число участников может возрастать до 6-7, в числе которых брокерские фирмы, трастовые корпорации, финансирующие учреждения и т. д.
Состав участников сделки сокращается при операционном лизинге, если поставщиком и лизингодателем является одно и то же лицо, например, управлеЮ1е механизации, которая выступает как лизинговая компания. В таких случаях вопросами лизинга занимаются дочерние фирмы или филиалы в составе предприятий-производителей службы управления маркетингом.
При выделении видов лизинга исходят из признаков классификации: состав участников сделки, тип передаваемого в лизинг имущества, степень его окупаемости, условия амортизации и отношение к налоговым и амортизационным льготам, объем обслуживания, сектор рынка, где проводятся операции, характер лизинговых платежей.
Развитие российского рынка лизинговых услуг сопровождается процессом постепенного уменьшения цен, регулирующих экономические отношения между лизингодателями и поставщиками (продавцами), а также между лизинrодателями и лизингополучателями.
Все больше лизингодателей, помимо основных (т.е. передачи имущества в лизинг), предоставляют дополнительные услуги клиентам в ходе реализации лизинговой сделки.
Перспективность лизинга и его производственная функция обуславливаются все возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения и возможностью частичного решения задач без больших первоначальных вложений с намного меньшими издержками по сравнению с использованием кредита.
Лизинг - один из наиболее распространенных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и целые укомплектованные технологии. Он создает условия для применения наиболее передовой техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, их перемещения с рынка ценных бумаг на инвестиции в развитие производства.
Программой развития лизинга в строительстве предусматривается создание в районах сосредоточенного строительства сети региональных лизинговых компаний и единого лизингового банковского консорциума, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием и технологическим автотранспортом.
Лизинг является мощным стимулятором инвестиционных процессов, а также роста объемов производства и его доходности за счет повышения технической оснащенности предприятий, обновления действующего парка машин и оборудования. Это особенно актуально на современном этапе развитая отрасли, когда возрастает потребность строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения. Резко нарастают объемы морально устаревших и физически изношенных машин, механизмов и оборудования, а также производственных зданий и сооружений. Все основные производственные фонды в строительной отрасли по степени изношенности не отвечают конъюнктуре спроса и требует замены, а их выбытие в последние годы значительно превышает прирост.
Решение этой проблемы весьма затруднительно - при дефиците инвестиций и взаимных неплатежах - без кардинально новых, финансово-сберегающих методов механизации строительства. Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее привлекательным имуществом, используемым в лизинговых операциях, являются автотранспорт, машины и оборудование, на долю которых приходится до 85% всех лизинговых операций.
В настоящее время выделяют три основные организационные формы управления лизингом. При первой форме вся деятельность по подготовке и проведению лизинговых операций сосредоточена в подразделениях или службах предприятия, занимающихся производственными вопросами, при второй -сконцентрированы в службах маркетинга и сбыта, при третьей - выделена в специально создаваемые для этого структуры. Эти формы используются независимо от вида лизинга.
Концентрация лизинга в производственных подразделениях позволяет сформировать сбыт наиболее передовой техники, наладить ее ремонт и обслуживание непосредственно у потребителей. Однако по мере расширения лизингового предпринимательства такая организационная форма не сможет полностью обеспеЧJ1ть потребности пользователей. Поэтому неизбежен переход к более совершенной форме управления, основанной на возрастающей в сфере бизнеса роли маркетинга.
Управление лизингом посредством маркетинга позволяет совершенствовать эту форму сбыта и осуществлять его уже освоенными методами и средствами реализации продукции на рынке.
Дальнейшее расширение масштабов лизинга требует прилива новых капиталов и выработки новых подходов к его организации. Это достигается путем создания компаний, специализирующихся на проведении лизинговых операций, которые сосредоточивают воедино все операции, связанные с предоставлением имущества в лизинг. Эффективность их деятельности обеспечивается тем, что реклама, изучение рынка, ремонт, техническое обслуживание, организация дополнительных денежных ресурсов подчинены решению единой задачи обеспечения лизинговой деятельности. Эту задачу можно сформулировать как создание системы формирования парка машин и служб механизации, путем применения лизинговых отношений, интегрируемых непосредственно в сферу товарного производства. Решение этой задачи может быть осуществлено путем создания отраслевого лизинга с системой механизации.
Свободные денежные ресурсы концентрируются в банке и предоставляются лизинговой компании в виде кредита. Лизинговая компания - лизингодателъ, преобразует предоставленный кредит в средства труда (приобретает на заводе строительную технику), после чего трансформирует средства труда в товарный кредит строительной организации (передает предприятию во временное пользование до окончательного выкупа). Лизингополучатель, используя машины в производстве, создает новую строительную продукцию - товар. Последний на рынке недвижимости (основных фондов) продается потребителям. После реализации строительной продукции, когда у лизингополучателя образуются финансовые средства, производятся взаиморасчеты со всеми участниками лизинговых операций.
Такова схема финансового лизинга. В отличие от него оперативный лизинг позволяет передавать машины в период нормативного срока эксплуатации поочередно нескольким лизингополучателям. В условиях строительного производства, для которого характерны этапность работ, сезонность их производства, перманентное изменение парка машин в зависимости от профиля сооружаемого объекта оперативный лизинг более привлекателен. Он дает возможность кратковременного использования машин и техники для производства отдельных видов работ, причем предоставление машин в товарный кредит сопровождается услугами по их техническому и эксплуатационному обслуживанию, что избавляет строительную организацию от необходимости создавать под каждую машину участки механизации. На практике происходит интеграция лизинга со строительной организацией в сфере товарного производства.
Необходимо иметь в виду, что лизинговые компании - это не просто посредники между поставщиками и пользователями техники и оборудования. Они ведут активную работу на рынке поставщиков и потребителей, изучают его, следят за техническими новинками, ценами, поставками, эксплуатацией и обслуживанием техники. Лизинговые компании - не только потребители кредитных ресурсов, но и сами за счет собственных средств осуществляют инвестиции. Это производственно-финансовая структура, которая должна в идеале взять на себя весь спектр проблем, стоящих перед лизингополучателем подбор высокоэффективной, конкурентоспособной по цене техники, поиск дешевых инвестиций, оплату продукции, ее доставку и организацию гарантийного и послегарантийного сервиса, включая обеспечение запасными частями.
Для достижения этих целей компании необходимо создать структуру, отвечающую требованиям отраслевого лизинга и интегрированную в строительное производство. Компании должны осваивать формы и методы лизинговых отношений, позволяющих формировать отраслевой лизинг с системой механизации, ориентированной на полное обслуживание парка машин строительных организаций.
Производственные возможности компании оцениваются готовностью сотрудничать со строительными организациями по следующим направлениям:
- приобретение техники различного профиля, комплектующих изделий, запчастей, эксплуатационных материалов, оборудования, транспортных средств импортного производства;
- передача в пользование строительной техники;
- обеспечение сданной в пользование техники квалифицированными машинистами, сервисным техническим обслуживанием и ремонтом;
- перебазировка строительных машин;
- подбор и подготовка обслуживающего персонала для работы на импортных строительных машинах и оборудовании;
- внедрение новейших технологий с применением высокопроизводительной отечественной и импортной техники;
- разработка мероприятий инженерной экологии и охраны природной среды;
- маркетинговые исследования российского и внешнего рынков машиностроительной индустрии.
Чаще стали использоваться новые технологии взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами-лизингополучателями, например, скоринговые модели рассмотрения заявок строительных организаций.
Изменения в законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих лизинг в нашей стране, позволяют достаточно гибко варьировать сроками договоров лизинга.
› Содержание › 25.4 Лизинг в системе планирования строительного производства
ООО «HONNEUR»
127018, г.Москва, м. Марьина роща,
1-я Ямская улица, 10
Электронная почта:
info@honneur.ru
© 2008—2023, ООО «HONNEUR»