ПРОИЗВОДСТВО
И Т Р
Раздел I
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Раздел II
СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ДЕВЕЛОПМЕНТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Раздел III
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Раздел IV
МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Раздел V
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Раздел VI
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ VII
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКОНСТРУКТИВНЫХ РАБОТ
РАЗДЕЛ VIII
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ И СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ
РАЗДЕЛ IX
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
РАЗДЕЛ X
СДАЧА И ПРИЁМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
› отзывы
› на объектах
› персонал
HONNEUR
сборка электрощитового оборудования
наш телефон: +7(926) ----------
Пн-Пт: с 9:00-19:00 Сб: 11:00-17:00
эл.почта: info@honneur.ru
г.Москва, Марьина роща 1-я Ямская улица, 10
Эффективная электротехническая
компания России
работаем с 2008 года
Сборка электрощитового
оборудования по типовым
и индивидуальным
схемам
более 1000 выполненных проектов
по всей России
Лучшие
кадровые
ресурсы
Высокий профессионализм сотрудников позволяет компании
динамично развиваться и успешно конкурировать
Обучение и
развитие
персонала
Мы поддерживаем сотрудников в
стремлении к профессиональному
и карьерному развитию
Ответственный
подход
Произведенные компанией электрощитовое
оборудование проверены временем
Лучшие
и надежные решения
для вашей отрасли
Мы предлагаем наиболее эффективные решения, в основе которых
передовой опыт и реализованные на практике технологии
› Содержание › 33 Решение как продукт управленческого труда
Процесс управления производством заключается в поддержании устойчивого режима функционирования системы путем принятия и реализации решений. Под решением понимается выбор способа действия для достижения целей управления.
Управление по существу является непрерывным процессом принятия тех или иных решений, к этому сводится вся деятельность субъекта управления (управленческого органа, должностного лица, руководителя любого уровня).
В решении как творческом акте субъекта управления различают содержательную сторону (какой проблеме посвящена и в каком направлении она должна быть решена) и организационно-технологическую.
Технологически процесс управления независимо от конкретных целей, стоящих перед органом управления, представляет собой ряд последовательных операций - этапов, кульминационным пунктом которых является принятие решения.
Необходимость в решении возникает при наличии проблемы, которая появляется как следствие различия между существующим и необходимым (или желательным) состоянием системы.
Решение базируется на знании и учете объективных закономерностей и в то же время, являясь продуктом человеческой деятельности, несет в себе субъективное начало. Поэтому решение сочетает технический подход и элементы творчества, искусства.
Управленческое решение должно отвечать ряду требований. Оно должно быть:
- своевременным, т.е. соответствовать этапу развития проблемы, не запаздывая и не опережая события;
- полномочным, т.е. приниматься руководителем в пределах eгo прав;
- конструктивным, учитывающим ситуацию и интересы системы в целом;
- ясным по форме, лаконичным и непротиворечивым.
По степени охвата объекта различают решения общие, частные и локальные. По временному признаку бывают решения стратегические, рассчитанные на длительную перспективу, и тактические (оперативные), связанные с текущей деятельностью.
По функциональному признаку решения делят в соответствии с видами управленческой деятельности (учет, планирование, оперативное управление и т. д.).
По степени полноты информации различают решения, принимаемые в условиях определенности, в ситуации риска и в условиях неопределенности.
Принятие решения в условиях риска означает, что возможны несколько вариантов результата, в том числе и нежелательные, причем каждый из исходов имеет определенную вероятность появления. Выбор в условиях неопределенности означает возможность различных исходов.
Решение проблем, как и управление - это многоэтапный процесс.
Выделяют следующие этапы рационального разрешения проблем:
1. Диагноз проблемы.
2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения.
3. Выявление альтернатив.
4. Оценка альтернатив.
5. Окончательный выбор.
Однако следует помнить, что процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.
Первый шаг на пути рeшeния проблемы - определение, или диагноз, полный и правильный. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен реально оценить имеющиеся возможности и ограничения. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений.
Второй шаг - определение ограничений и критериев. Некоторые общие ограничения - это неадекватность средс1В; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; невозможность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чрезмерно дорогой; острая конкуренция; законы и этические соображения.
В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.
Следующий шаг - формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы решить проблему, и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Как правило, он ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее приемлемыми.
Еще один шаг - оценка возможных альтернатив. После составления перечня приемлемых вариантов решений переходят к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами.
На этой стадии могут возникнуть затруднения, поскольку невозможно сравнивать вещи, если они неоднотипны. Все решения следует выражать в определенных формах. Желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель.
Последний шаг - выбор. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает вариант с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложная и приходится принимать во внимание множество факторов или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не даст наилучшего выбора. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором варианта. Решение должно быть реализовано. Часто руководитель вынужден убеждать в правильности своей точки зрения других людей в организации, доказывать людям, что его выбор несет благо организации и каждому в отдельности. Способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя -выбирать, кто должен принимать участие в решении.
Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Обратная связь - это система отслеживания и контроля, необходимая для обеспечения согласования фактических результатов с теми, которые ожидались в период принятия решения. На этой фазе измеряют и оценивают последствия решения или сопоставляют фактические результаты с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет, при необходимости, скорректировать его, пока проекту еще не нанесен значительный ущерб.
Описанный алгоритм рационального решения проблем может служить в качестве рекомендаций при принятии решений в сложных ситуация.
Совокупность этапов принятия решений образует понятие цикла управления. Такой цикл повторяется как бы по восходящей спирали, продвигая управляемую систему в направлении поставленной цели.
Этапы принятия управленческого решения следующие:
I. Определение цели (задания), уяснение и формулировка задачи. Цель может быть продиктована вышестоящим органом управления, выявиться в результате развития событий в связи с выполнением определенного этапа по ранее принятому плану или как реакция на отклонение от нормального хода производства. При уяснении цели учитывают необходимые ресурсы, сроки выполнения, связь возможного решения со смежными вопросами.
Сложность правильного определения цели состоит в том, что управленческая деятельность, как правило, ориентирована на достижение определенных показателей, целей, критериев (ввод объекта в действие, снижение затрат ресурсов и себестоимости и др.). Множество целей вызывает необходимость их ранжирования, построения иерархии целей для выявления наиболее важной из них. В различных ситуациях, исходя из основной задачи на данный период, эта цель может быть различна. В правильной постановке проблемы, выборе цели и постановке задачи - залог ее успешного решения.
II. Привлечение (сбор) информации. Наличие своевременной и достоверной информации в необходимом и достаточном объеме - основа выработки правильного решения. Информацию для принятия решения готовят по-разному в зависимости от решаемого вопроса. Большая ее часть - справочно-нормативные данные, плановая и отчетная документация, проекты и сметы используют для решения текущих задач. Наиболее сложной и подчас противоречивой является входная информация, отражающая динамизм производственно-хозяйственной деятельности, подверженной непрерывным внешним воздействиям (погодно-климатические условия; срыв поставок; нарушения графика работ и т.п.).
Для основной массы управленческих решений, кроме текущих, необходима специально собранная информация. Её надо получать целенаправленно самыми различными способами: запросами с мест, беседами со специалистами и рабочими, личными наблюдениями и т.п. Возможен как избыток, так и недостаток информации. При избытке трудно отыскать данные, которые необходимы для решения проблемы. Недостаток информации приводит к тому, что к моменту принятия решения не хватает самой нужной. Поэтому сбор и анализ информации с самого начала должен быть управляемым процессом. От его целенаправленности в решающей степени зависит нормирование вариантов решения. Руководитель должен своевременно организовать сбор обработку информации.
III. Подготовка решения. Поступившую информацию отбирают для придания ей вида, удобного ,для обработки. В ходе обработки оценивают достоверность данных и ведут отсев ненужных и недостоверных сведений. Полный анализ всей совокупности полученной информации позволяет приступить к формулировке и отбору возможных вариантов решений.
При анализе полученной информации используют логический аппарат сравнения, аналогии, абстрагирования, анализа, синтеза, индукции и дедукции, различные методы доказательств.
Если информацию формализуют, то для ее обработки и анализа используют количественные методы: группировку; составление статистических таблиц; исчисление долей процентов; корреляционный анализ и другие математические методы.
Обычно решение, опираясь на опыт и интуицию руководителя, разрабатывают в одном варианте, игнорируя другие возможности. В то же время наличие нескольких вариантов позволяет улучшить решение, обеспечить оптимальность результатов. В этом случае разработка проходит в две стадии: отбор и формулировка возможных вариантов, выбор лучшего из них. Руководитель отбирает возможные варианты, руководствуясь определенными критериями. сформулированными еще на этапе определения цели. В строительном производстве невозможно установить единый для всех случаев критерий оптимальности. В каждом конкретном случае он может быть разным. Такими критериями обычно выступают себестоимость, продолжительность и сроки, трудовые ресурсы.
Определив критерии, анализируют информацию о внутренних и внешних факторах, влияющих на ход выполнения решения. Особенно внимательно оценивают возможности исполнителей.
После проработки и оценки альтернатив приступают к наиболее ответственному моменту - выбору лучшего из вариантов, т.е. к принятию решения.
IV. Принятие решений состоит в выборе лучшего из имеющихся вариантов, хотя его предпочтительность не всегда очевидна. Может оказаться, что приемлемы два варианта или более. В этом случае руководитель, сравнивая их по дополнительному критерию, делает окончательный выбор.
Самые лучшие решения не могут дать результата, если не организовать их выполнение. После объявления принятого решения приступают к не менее сложному этапу - организации его выполнения.
V. Выполнение решений начинают с его оформления в виде приказа, распоряжения, плана, графика или устного указания. Форма доведения решения до исполнителей должна соответствовать значимости решения, его месту в системе управления. Форма приказов и распоряжений соответствует уровню руководителя организации. Прорабы и мастера, являясь непосредственными руководителями исполнителей, в оперативной работе, как правило, отдают устные распоряжения. В то же время должностные лица высокого ранга широко используют в руководстве устные указания, а линейные работники в необходимых случаях проводят свои указания через приказ (проявляя инициативу, обосновывая и подготавливая его), выданный рабочим наряд и другими письменными способами.
Общим требованием ко всем решениям независимо от способа доведения до исполнителей является обязательность исполнения, для чего ЛПР и другие, которым поручено проводить решения в жизнь, должны организовать доведение решения до исполнителей, создать благоприятные условия для его реализации, а в процессе его осуществления использовать все имеющиеся в их распоряжении методы управленческого воздействия.
Для решения частных и текущих вопросов нет необходимости оформлять специальные планы-мероприятия, в этом случае дают лишь необходимые разъяснения и уточнения. Для выполнения достаточно большого и сложного решения составляют организационный план. При его разработке вначале задачу расчленяют на части - этапы, отдельные подзадачи по временному признаку, исполнителям и т.д. Затем для выполнения подбирают исполнителей соответствующей квалификации, распределяют обязанности между ними, организуют снабжение ресурсами и обеспечивают необходимые условия. Решение должно быть доведено до исполнителей, под которыми имеются в виду не только руководители, но и все работники, участвующие в его реализации. При большой значимости решения с его содержанием необходимо ознакомить весь коллектив. В процессе разъяснения задачи организатор должен воздействовать на сознание и чувства, используя сочетание моральных и материальных стимулов.
VI. Контроль за выполнением решения и регулирование. Цель контроля -своевременное предупреждение возможных отклонений от заданной программы, выявление допущенных отклонений и своевременное принятие мер по их ликвидации. Эффективный контроль невозможен без четко налаженного учета реализации решения. Практическая трудность состоит в том, что приходится одновременно наблюдать за ходом выполнения многих решений, находящихся на различных этапах реализации и тесно переплетающихся между собой. Контроль осуществляется постоянно действующей системой (подразделение оперативно-диспетчерского управления, кураторами), по сообщениям исполнителей, личной проверкой со стороны ЛПР или специально выделенным работником аппарата управления.
Хорошо налаженный контроль служит надежной обратной связью, обеспечивающей нормальный процесс регулирования системы, своевременное устранение возникающих помех. В процессе реализации само решение может корректироваться. И здесь особенно важно располагать точными данными контроля и учета о состоянии выполнения решения. Информация о выполнении предыдущего решения служит основой для разработки последующих.
Изложенный выше технологический процесс управления дан схематично, в упрощенном виде. Но и такое минимальное представление о технологии решения позволяет более правильно определить этапы, сознательнее подходить к своим действиям, соблюдать логическую последовательность в работе, не перескакивая через определенные этапы. Большое значение имеет понимание того, •по принятие решения есть самостоятельный акт, имеющий свои собственные закономерности. В противном случае невозможно объяснить, почему при одинаковой ситуации часто принимаются различные решения.
Знание «анатомии» принятия решения помогает руководителю более активно совершенствовать свои управленческие навыки.
› Содержание › 33 Решение как продукт управленческого труда
ООО «HONNEUR»
127018, г.Москва, м. Марьина роща,
1-я Ямская улица, 10
Электронная почта:
info@honneur.ru
© 2008—2023, ООО «HONNEUR»