Text Selection Widget

› отзывы

› на объектах

› персонал

ООО «HONNEUR» — Сборка электрощитового оборудования в Москве, Московской области и по всей России

HONNEUR

сборка электрощитового оборудования

Пн-Пт: с 9:00-19:00 Сб: 11:00-17:00

наш телефон: +7(495) 741-971-2

эл.почта: info@honneur.ru

 

г.Москва,  м.Савёловская, ул.Полковая, 3с4

›   Содержание   ›   29.5 Соотношение понятий "менеджмент" и "управление"

29.5 Соотношение понятий "менеджмент" и "управление"

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современ­ный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом по­нятия «управление>>. Термин «менеджмент» широко используется примени­тельно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляе­мым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специ­альные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менедж­мент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и. т.п.

Так что же такое менеджмент?

Во-первых, это современная наука и практическая деятельность.

Во-вторых, это специальные знания и искусство управления.

Термин «менеджмент> многие полностью отождествляют с понятием «управление>>, считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде.

Однако необходимо обратить внимание на то, что глагол «управлять» и существительное «управление>> применяются для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечиваются целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы. В Советском энциклопе­дическом словаре (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, подержание режима деятельности, реализацию их программ и це­лей. Однако методы, приемы управления машиной, биологической системой, политической партией или коммерческой организацией неодинаковы.

Появление термина «менеджмент» - необходимое уточнение в русском языке понятия «управление>> применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка, т.е. менеджмент- это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

В настоящее время понятия «менеджмент» и «управление организацией» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые. Это находит от­ражение в определениях указанных понятий в фундаментальных работах оте­чественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание. Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и под­ходы к раскрытию их содержания. Кроме этого, более широкое понятие «управление» с позиции логики может быть использовано без уточнений, вме­сто более узкого «менеджмент», так как это уточнение в принципе определяет­ся предметом исследования.

Можно привести множество определений менеджмента, встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организа­ций, а также управленческий персонал. Менеджмент - это эффективное ис­пользование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

•  менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

•  менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели;

•  менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимы знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

•  менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых управленческими функциями (планиро­вания, организации, мотивации, контроля); ­

•  менеджмент-это процесс принятия и реализации управленческих решений;

•  менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

Процесс управления осуществляется профессионально подготовленны­ми специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими, ставя цели и разрабатывая способы их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менедж­мента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сде­лать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусст­вом должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья ра­бота состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение резуль­татов, соответствующих целям.

Субъекты менеджмента - менеджеры-руководители различного уровня, за­нимающие постоянную должность в организации: и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

В настоящее время понятия «менеджер)), «бизнесмен), «предприниматель» широко употребляют как в практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определении функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

Бизнес - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, кото­рые являются источником получения прибыли (наживы). Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализу­ет продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Собственного труда предпринимателя недостаточно, когда возрастают масштабы производства, расширяется спектр выпускаемой продукции, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за ру­беж. Каждая функциональная область работы предприятия (снабжение, производ­ство, сбыт и. т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит раз­деление функций на производственные и управленческие, что требует профессио­нального управляющего ими. Здесь и появляется на рынке труда рабочая сила со­ответствующей специальности - профессиональный менеджер.

Любая фирма, производственное предприятие, организация рассматрива­ется как система, состоящая из взаимосвязанных элементов.

Система - единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из ко­торых привносит нечто конкретное в уникальные характеристики целого. Ор­ганизации считаются открытыми системами потому, что они динамично взаи­модействуют с внешней средой.

Сложной является система, обладающая, как считает большинство иссле­дователей, определенным набором свойств, из которых целесообразно выде­лить следующие: неоднородность и большое число элементов; эмерджент­ность; иерархия; агрегирование; многофункциональность, которая проявляется в свойствах. гибкости, адаптации, живучести; надежность системы; безопас­ность системы; стойкость; уязвимость.

Любая система управления в простейшем виде может быть рассмотрена как совокупность двух взаимодействующих подсистем: субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управление (управляемой подсистемы).

Все организации являются системами открытого типа, тесно взаимосвя­занными с внешней средой. Для понимания сущности этих систем менедж­мента необходимо структурировать их, выделяя основные внутренние под­системы.

Однако только представлением об организации как об открытой системе управления применение системного подхода в менеджменте не исчерпывается. Системный подход является основой построения здания самой науки менедж­мента, интегрируя в единое целое различные направления и подходы научной управленческой мысли. Системный подход помогает выработать основопола­гающие принципы управления организацией. Он объединяет различные спосо­бы воздействия на объект управления в единую систему методов менеджмента. На основе системного подхода строится процесс управления и обеспечивается достижение поставленных перед организацией целей. В настоящее время ряд авторов считают системный подход универсальной методологией менеджмен­та. Системный подход получил широкое распространение в современной тео­рии и практике менеджмента.

Процессный подход. В соответствии с процессным подходом управление рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - процесс. Этот подход был предложен представи­телями школы административного управления, а именно А. Файолем, который говорил: «Управлять - означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Процессный подход рас­сматривает функции управления как взаимосвязанные. М. Мескон отмечает, что «управление рассматривается как процесс, потому что работа по достиже­нию целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из кото­рых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязан­ных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

›   Содержание   ›   29.5 Соотношение понятий "менеджмент" и "управление"

Мосэнергосбыт
Газпром
Роснефть
Лукойл
Еврохим
СУМЗ
АМЕТ
Черкизовский завод

ООО «HONNEUR»

127018, г.Москва, м. Савеловская,

ул. Полковая, 3с4

Электронная почта:

info@honneur.ru

Телефон приемной:

+7 (495) 741-971-2

© 2008—2017, ООО «HONNEUR»